Итоги 2017 года на рынке street retail Петербурга
Основные тенденции 2017 года на рынке street retail Петербурга сформулировали специалисты Knight Frank. Так, минимальный уровень вакантных площадей отмечен на главных торговых магистралях города, максимальный – в спальных районах. Ротация арендаторов за 2017 г. составила 15%. Арендные ставки за 2017 г. увеличились в среднем по рынку на 5%. Предприятия общественного питания занимают основную долю рынка – 31%.
В течение 2017 г. рынок street retail в Петербурге пополнился около 200 тыс. м² встроенных коммерческих помещений за счёт ввода в эксплуатацию новых жилых комплексов.
В городе полным ходом шла подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 г. в России, в связи с которым ожидается рост потока болельщиков и туристов из различных стран.
В конце года после капитального ремонта открылась станция метро «Лесная», а в 2018 г. аналогичный ремонт должен пройти на «Академической». Кроме того, в 2018 г. планируется открытие 5 новых станций метро: «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Южная», «Новокрестовская» и «Беговая». Завершение строительства новых станций метро стимулирует увеличение трафика в локациях, что приведёт к росту интереса арендаторов и появлению новых торговых точек.
В 2017 г. в Петербурге активно развивалась транспортная инфраструктура, в том числе было открыто около 40 км велосипедных дорожек, которые появились на ряде центральных улиц города. На части участков передвижение велосипедистов совмещено с пешеходными прогулочными зонами (Петроградская, Аптекарская и Песочная набережные). Благоустройство набережных и выделенных под пешеходные и велосипедные дорожки полос на улицах города стимулирует развитие торговли в данных локациях в связи с небольшим количеством прогулочных улиц и востребованностью у ритейлеров.
Также во II полугодии 2017 г. на реконструкцию под пешеходную зону закрылся участок Б. Морской ул. от Невского пр-та до арки Главного штаба.
На территории острова «Новая Голландия» открылось отреставрированное здание бывшей военной тюрьмы – «Бутылка». В новом пространстве разместились разнообразные коммерческие объекты – рестораны, бары, магазины, спортивные секции и студии красоты. Еще одним интересным событием в Санкт-Петербурге стало открытие крупнейшего в мире планетария. Под него специально переоборудовали бывшее промышленное здание на набережной Обводного канала. Рядом с планетарием планируется открыть выставочные залы, смотровую площадку, мастерскую по робототехнике, авиамодельный клуб, лекционные аудитории. Создание в городе подобных креативных пространств на территории бывших промышленных зон благоприятно сказывается на развитии локации и приводит к оживлению пешеходного трафика.
В целом 2017 г. характеризуется высокой активностью на рынке street retail. Отмечен рост ставок в наиболее востребованных локациях. Возросло количество новых операторов, как местных, так и федеральных. Сегмент fashion является одним из лидеров по выходу новых брендов, в 2017 г. рынок пополнили: Lise Charmel, Herno, Lorena Antoniazzi, Peserico, Brooks Brothers и др. Среди других новых профилей, появившихся в Санкт-Петербурге, стоит отметить магазины мебели и товаров для дома Hoff, DesignBoom, «Галамарт», детские тематические парки развлечений «Маша и Медведь», «Легород» и др.
ПОКАЗАТЕЛИ И ТЕНДЕНЦИИ
По итогам 2017 г. наблюдается увеличение вакантных площадей по всем торговым коридорам за исключением главных торговых магистралей города. Если на локальных торговых улицах основной причиной увеличения доли свободных площадей является ввод в эксплуатацию новых жилых комплексов с коммерческими помещениями, то на остальных магистралях причиной увеличения вакансии послужили уход операторов с менее рентабельных точек и освобождение помещений большой площади. В то же время по-прежнему сохраняется дефицит качественного, соответствующего пожеланиям арендаторов предложения.
Общественное питание остается лидирующим профилем на рынке street retail. По итогам года его доля составляет 31%, далее следуют продукты – 13% и одежда – 9%. За 2017 г. открылось на 19% больше торговых точек, чем закрылось. Основное количество (27%) новых заведений относится к профилю общественного питания.
В течение года в Санкт-Петербурге наблюдалась высокая активность арендаторов. В целом за 2017 г. ротация на рынке составила 15%. Наибольший уровень ротации отмечен на пешеходных улицах – 26%, наименьший – на крупных периферийных магистралях города (14%).
Большое количество открытий, появление новых брендов, ранее не представленных в городе, поспособствовали росту арендных ставок по всем торговым коридорам.
Наибольший прирост отмечен на главных торговых магистралях города: здесь за 2017 г. ставки повысились в среднем на 7%. Увеличение ставок на пешеходных улицах города составило 3%. На 6% выросла цена аренды на значимых торговых магистралях центральных районов. Отдельно стоит отметить ул. Рубинштейна, где за год ставка увеличилась в среднем на 10% в связи с высоким спросом у потенциальных арендаторов. На крупных периферийных магистралях города и локальных торговых улицах спальных районов рост ставок аренды составил 1% и 3% соответственно.
Активная ротация fashion-ритейлеров в течение 2017 г. дестабилизировала рынок street retail. После смены локации с Б. Конюшенной ул. на Невский пр-т (часть Старо-Невского) брендов Louis Vuitton и Chanel в 2016 г. за ними последовали Christian Dior и ряд новых брендов (Escada, Bvlgari, Lise Charmel, LENA и др.). Однако к концу года ситуация стабилизировалась. Б.
Конюшенная ул. и Большой пр. П. С. сохранили за собой звание торговых коридоров в сегменте luxury и удержали уровень арендных ставок. В то же время в локации «Старо-Невского» ставки повысились.
Одной из тенденций 2017 г. на рынке стало увеличение доли кондитерских магазинов (конфет и сладостей). Только на Невском проспекте в 2017 г. открылись кондитерская от ТД «Сладкий союз», кондитерская «Север» и фирменный магазин сети «Алёнка», которая планирует открыть еще один магазин – на Невском пр-те, 79.
Кроме того, на Невский пр-т пришли несколько премиальных продуктовых магазинов шаговой доступности. В начале года сеть «Лэнд» арендовала помещение в ТК «Пассаж», а в ТК «Перинные ряды» функционирует «Перекресток». Также «Азбука Вкуса» открыла 2 минимаркета АВ Daily на Невском пр-те, 142 и 72, где брокером одной из сделок стала компания Knight Frank St. Petersburg.
В целом весь сегмент продуктовых ретейлеров усилил свои позиции. Активность демонстрировали SPAR, «Лэнд», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит» и т. д. В то же время сеть «Естный» заметно сократила свое присутствие, закрыв значительную часть своих магазинов.
Продолжается тенденция уменьшения формата магазинов. В 2017 г. в Санкт-Петербурге появился новый магазин бытовой техники и электроники «Максидом» в формате супермаркета – с урезанным ассортиментом товаров. Также сети OBI и Leroy Merlin в 2018 г. планируют начать развивать в России компактные супермаркеты.
Активно развивался в 2017 г. сегмент кофеен. На рынок вышли кофейни израильской сети Cofix, молдавской сети Tucano Coffee, сеть омских кофеен Skuratov Coffee, а также Baggins. В связи с насыщенностью рынка несколько крупных сетей провели ребрендинг: Coffeeshop Company, «Шоколадница», «Кофе Хауз». Помимо этого, компании работают над новым форматом кофеен – более компактным, с напитками и закусками на вынос.
Рынок общественного питания продолжает пополняться новыми ресторанами азиатской кухни. Среди крупных открытий последних шести месяцев ресторан DUO Asia на ул. Рубинштейна и паназиатский ресторан «Шикари» на Невском пр-те. Среди других заметных событий в ресторанном бизнесе стоит отметить открытие во второй половине года московским ресторатором Аркадием Новиковым сразу дух заведений – бургерной #Farш и ресторана «Сыроварня» с собственным сырным производством.
В 2017 г. наблюдался высокий спрос на аренду помещений среди московских, федеральных и международных операторов. Так, на Невском пр-те открылся первый в Петербурге фирменный магазин российского ювелирного холдинга «Ринго», брокером сделки выступила компания Knight Frank St. Petersburg. На Гражданском пр-те открылась первая в городе точка одной из крупнейших в мире сетей пиццерий Domino’s Pizza. Кроме того, на рынок вышла московская сеть стритфуд-ресторанов «ДвижОК». Некоторые региональные сети, не представленные в Москве, начали свое развитие с Санкт-Петербурга, например сеть кондитерских магазинов «Волшебная карамель».
В 2018 г. планируется открытие двух новых пивных ресторанов новгородской сети Brewmen.
В 2017 г. более 70% запросов клиентов, поступавших в компанию Knight Frank, исходило от операторов общественного питания. Далее по популярности следуют банки и магазины одежды.
Самыми часто встречающимися в заявках улицами являются Московский пр-т, Невский пр-т, ул. Рубинштейна, в целом Центральный и Петроградский районы.
Средний метраж помещения, которое рассматривали потенциальные арендаторы, составил 200 м2. Под рестораны рассматривают помещения средней площадью около 220 м2, под банки – 180 м2, под магазины одежды – 140 м2.
Одно из основных требований, которое предъявляют большинство потенциальных арендаторов, – это высокий пешеходный и оживленный транспортный трафик. Для операторов общественного питания часто важно наличие витрин или панорамных окон. Рестораны, супермаркеты, а также банки часто рассматривают помещения, ранее занимаемые арендатором такого же профиля.
В 2018 г. мы ожидаем дальнейшего развития рынка street retail и повышения интереса новых брендов к Санкт-Петербургу.
Анна Лапченко, руководитель отдела Street Retail Knight Frank St Petersburg:
«Рынок street retail в 2017 г. показал высокую активность. В течение года все следили за новым витком развития сегмента luxury брендов в Санкт-Петербурге. К концу года ситуация стабилизировалась и 3 улицы – Большой пр-т П. С., Невский пр-т и Б. Конюшенная ул. – сохранили за собой статус торговых коридоров, где представлены бренды luxury класса.
Небывалую активность показал рынок общественного питания, на долю которого пришлось наибольшее количество заявок, поступивших в компанию Knight Frank. В результате состоялось несколько крупных знаковых для города открытий: DUO Asia на ул. Рубинштейна, «Сыроварня» в Ковенском пер., #Farш на Невском пр-те и др.
В 2018 г., по нашим прогнозам, в преддверии чемпионата мира и ожидании прироста туристических потоков активность рынка продолжится со стороны сувенирных магазинов и предприятий общественного питания».