НОВАЯ ЛЕДОВАЯ АРЕНА В ГАТЧИНЕ

Почти 500 млн. рублей потратит Администрация Гатчинского района на строительство новой ледовой арены на улице Генерала Кныша в  Гатчине. Двухэтажное здание будет включать в себя ледовое поле, трибуны для зрителей, тренажерный…
Подробнее…

Каким будет комплекс Верховного суда в Петербурге

Новый проект судебного квартала в Петербурге, созданный архитектором Герасимовым, включил в себя жилые дома и небольшой парк, больше похожий на сквер. Опрошенным «Фонтанкой» специалистам работа навеяла олицетворение «нечеловеческой силы государства», выражающей «высокомерие по отношению к петербуржцам».
В распоряжении «Фонтанки» оказался эскизный проект архитектора Евгения Герасимова по строительству судебного квартала на проспекте Добролюбова Петроградской стороны.

От проекта архитектора Максима Атаянца, выигравшего конкурс в 2013 году, управделами президента РФ отказалось. Вместо него теперь рассмотрят новый вариант Герасимова, первоначальная работа которого три года назад попала в финал, но получила 0 баллов при голосовании.

Критика в адрес проекта Атаянца появилась сразу после его представления. Театр танца Бориса Эйфмана назвали похожим на древнеримскую библиотеку Цельса в греческом городе Эфес. Вход в «судебный квартал» со стороны Биржевого моста – похожим на парадный проезд на территорию Смольного, полукруглая конструкция театра танца напомнила павильон станции метро «Площадь Восстания». Строения в проекте архитектора занимали практически всю территорию, отведенную под комплекс судебных зданий, почти не оставляя места для общественного пространства. После критики архитектор увеличил объем зеленых насаждений и согласился исключить из проекта жилой квартал, но это его не спасло.

Первое, что бросается в глаза, когда открываешь обновленный проект Евгения Герасимова, это большое количество свободного места. Комплекс зданий общей площадью 224,6 тыс. кв. м — Верховного суда, судебного департамента, театр Эйфмана и жилых домов — компактно сконцентрирован в юго-западной стороне набережной и занимает примерно 2/3 участка размером 9,9 га, а остальное пространство отведено под «парк звезд российского балета» и пешеходную аллею.

Герасимов пишет в своем проекте, что освобождение максимальной территории — основной композиционный прием предлагаемой застройки: «Ввиду своей компактности, значительный по объему комплекс образует целостный архитектурный ансамбль. Он создает новое городское пространство, притягательное как для работы и проживания, так и для посещения горожанами и гостями города».

Семиэтажное здание Верховного суда площадью 94 тыс. кв. м будет оснащено подземной парковкой на 500 машино-мест, расположенной под парком, въезд в нее предлагается сделать со стороны переулка Талалихина. На первом этаже Верховного суда, помимо буфета, актового зала размером 1600 кв. м, парадной лестницы и лифтов, будет предусмотрен «зал официальных обедов», а также служебная зона для работников ФСО, снабженная спортзалом с раздевалками и тренажерами. Со второго по пятый этаж — 30 залов судебных заседаний (по 10 на каждом этаже). Выше второго этажа также разместятся кабинеты судей, помещения для прокуроров, несовершеннолетних, психологов и т. д. На четвертом этаже — «музей, открытый для посетителей и имеющий отличный вид на панораму центра города». Направленность музея в проекте не уточняется. Наконец, седьмой этаж отведен для работников аппарата и руководства Верховного суда.

Судебный департамент Верховного суда предлагается разместить в отдельном шестиэтажном здании площадью 21 тыс. км. м в форме вытянутого прямоугольника с атриумом в центре. В нем развернут конференц-зал на 750 мест, зал коллегий на 444 места, кухню со столовой на 120 человек, а также VIP-зал на 30 посетителей. На втором этаже — тоже различные залы (оперативных совещаний, видеоконференций, пресс-конференций, переговорные, помещения для встречи с делегациями и т. д.). Со второго по шестой этаж — рабочие кабинеты служащих Судебного департамента.

Жилой комплекс размером 77,6 тыс. кв. м высотой 6-8 этажей расположится в самом углу территории — у пересечения набережной Малой Невы и переулка Талалихина. В корпусах № 1-2 будут жить судьи и сотрудники Верховного суда, в корпусах № 3-4 — работники Судебного департамента. Под всем жилым комплексом — подземная парковка на 436 автомобилей (въезд с переулка). «Расположение корпусов делит внутридворовое пространство на три части, каждая из которых благоустраивается и озеленяется. Предусматривается устройство асфальтированных проездов, мощение тротуаров натуральным и искусственным камнем, посадка кустарников и деревьев… устройство детских площадок и площадок отдыха взрослого населения…» — говорится в проекте.

Фасады жилого комплекса «сочетаются с традиционной для центральных районов Санкт-Петербурга стилистикой». Их характер определяется «пропорциями членения и окон фасадов: трехъярусным построением, использованием в деталировке рустов, пилястр, наличников, эркеров, фронтонов, аттиков и других элементов, присущих исторической застройке». Причем использоваться эти элементы будут «без прямого заимствования». «Они современны, но выполнены в традиционных материалах и колористической гамме», — убежден автор.

Наконец, «парк звезд российского балета» будет упираться в пятиэтажный дворец танца Бориса Эйфмана размером 30 тыс. кв. м, вход в который задуман как классический торжественный портик (крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны). Главный зал рассчитан на 1200 посетителей, малый зал — на 300. Под землей — хозяйственные помещения и автостоянка на 160 машин. Вся композиция увенчана остекленным куполом, под которым расположен ресторан с рекреационной зоной. Говоря обывательским языком, это здание с колоннами, на которое упала с неба гигантская медуза, расплывающаяся по фасадам.

По просьбе «Фонтанки» проект оценил историк Лев Лурье. Эскизы произвели на него отталкивающее впечатление. Если говорить об архитектуре, то здание Верховного суда напомнило ему строение главного управления МВД на Суворовском проспекте.

«Мрачный сталинский классицизм 30-х годов, олицетворяющий нечеловеческую силу государства. Не понимаю, зачем нам нужна такая дрянная архитектура, высокомерная по отношению к петербуржцам», — пояснил он. Что касается «парка звезд российского балета», судя по его размерам, это скорее скверик, считает Лурье. «Не говоря уже о том, что я в жизни не слышал ничего более «изысканного»», — прокомментировал он название парка.

Но главная проблема заключается не в архитектуре, а в том, что в разгар кризиса, по его мнению, неразумно строить многомиллиардные здания для административных учреждений. «Если прямо сказать — это антигосударственное дело. У нас есть уже опыт строительства двух подобных гигантских проектов — «Зенит-арены» и второй сцены Мариинского театра, — поэтому никакой уверенности в том, что эта стройка имеет окончание при нашей жизни, у меня нет», — говорит Лурье.

Наконец, историк напоминает, что в 1945 году был составлен Генплан под руководством архитектора Баранова, в котором создавалась сплошная зеленая зона от островов до крейсера «Аврора». Эта идея могла бы осуществиться и сегодня, если бы не планы правительства по застройке «последнего незастроенного участка Петроградской стороны». «Зелени на душу населения у нас в 10 раз меньше, чем в Москве, и в 300 раз меньше, чем в Копенгагене», — отметил он.

Также Лурье удивляет, почему судьи Верховного суда должны жить непосредственно рядом с работой, в то время как, например, судьи Конституционного суда прекрасно живут на Крестовском острове. «Почему бы ребятам не построиться в Купчино? Или на проспекте Просвещения? Очень много мест красивых. Металлострой не освоен совершенно. Судьи могли бы добираться дотуда по воде», — рассуждает Лурье.

Глава центра ЭКОМ Александр Карпов сравнил здание Верховного суда с Дворцом Советов на Московской площади. «Первое впечатление такое — это что, выход из станции метро «Московская»? От этой ассоциации, мне кажется, многим будет трудно уйти». В общим и целом, говорит он, чувствуется, что архитектор выполнил «техзадание, которое сформулировало общество и город». «Должна быть пешеходная набережная — она есть, ставим галочку. Должен быть виден Князь-Владимирский собор, — он виден. В принципе, нормально», — оценил Карпов.

«Я пытаюсь понять, будет ли это место жить или нет. Пафос там будет — это точно совершенно, а понять, как это место будет дышать, сложно без схемы пешеходных маршрутов. Непонятно, будут там люди ходить или нет. Один из ключевых вопросов в этой области — где поставят решетки между зданиями на пути сквозного следования в направлении стадиона. Кроме того, напрашивается подземный пешеходный переход на съезде с Биржевого моста, чтобы через него можно было гулять в направлении Петропавловской крепости и обратно. Пока что в концепции его нет», — отметил он.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»