Верховный суд окончательно запретил стройку на месте Ниеншанца
Строительство новых зданий на Охтинском мысу, где ранее планировалось воздвигнуть 400-метровый «Охта центр», невозможно. Окончательное решение вчера принял Верховный суд РФ.
После того как под давлением общественности Газпром отказался от небоскреба на Охте, перенеся его в Лахту, газовый монополист решил иначе использовать территорию между Малоохтинской набережной, рекой Охтой и Красногвардейской площадью. Ее планировалось застроить офисными зданиями 60-метровой высоты, несмотря на наличие в земле археологических памятников, в том числе остатков крепостей Ниеншанц и Ландскрона.
Чтобы это оказалось возможным, КГИОП вывел древние исторические сооружения из-под охраны. Ведомство приняло такое решение, основываясь на экспертизе, проведенной некоммерческим партнерством «Национальный союз экспертов» по заказу ЗАО «ОДЦ „Охта“». Эту экспертизу раскритиковал совет по сохранению культурного наследия, а также признал недействительной суд.
В июне прошлого года тогдашний глава КГИОПа Александр Макаров подписал распоряжение об отнесении территории к достопримечательным местам. Это позволяло застроить землю новыми зданиями и уничтожить ценные археологические объекты. Таким образом, господин Макаров проигнорировал решение суда.
Градозащитники Ольга Андронова и Павел Шапчиц через несколько судебных инстанций доказали, что Охтинский мыс не может быть достопримечательным местом. Вчера окончательное решение вынес Верховный суд. «Наконец-то в судебном порядке установлено, что „петербургская Троя“ — это не достопримечательное место регионального значения, на территории которого можно строить шестидесятиметровые здания, а совокупность разновременных объектов археологического наследия, каждый из которых имеет федеральный статус охраны», — пояснил господин Шапчиц.
Истец добавил, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко ранее пообещал градозащитникам, что Смольный примет любое решение Фемиды. «Рассчитываю на начало обсуждения дальнейшей судьбы Охтинского мыса, а в качестве первого шага — скорейшее придание охранного статуса объектам археологического наследия», — сказал Павел Шапчиц.