Проект нового моста через Неву сегодня предварительно одобрили на совещании у вице-губернатора Алексея Сергеева.
Этот вариант, как надеются его авторы, примирит между собой все ведомства, причастные к его согласованию: и КБДХ, и КГИОП, и комитет по транзитной политике. Но окончательное решение остается за губернатором города — на суд Валентины Матвиенко новый мост представят 22 июля. Стоимость проекта 7,9 миллиарда рублей.
В Смольном состоялось совещание, на котором решалась судьба новой переправы через Неву. Вице-губернатору Алексею Сергееву представили новый, третий вариант моста. Въезд на него расположен между 16-17-й и 18-19-й линиями — по такому же принципу, как и на Благовещенский. Авторы проекта объясняют свое решение стремлением равномерно распределить транспортную нагрузку на прилегающие улицы.
«Мост будет собирать несколько транспортных потоков, — поясняет Татьяна Кузнецова, главный инженер ЗАО «Институт «Стройпроект». — Проезжая часть в районе «дальних линий» широкая, поэтому можно создать аналог площади Трезини перед Благовещенским мостом». Кроме того, поскольку набережная в этой части острова двухъярусная, архитекторы предложили сохранить пешеходный проход под пролетом. «Наши архитекторы нашли очень приличные решения», — заверяют проектировщики.
Место искали долго. Напомним, сначала переправу предполагалось разместить в районе 24-й и 25-й линий. «Мы планировали построить высокий мост, — рассказывает Кузнецова. — И этот вариант устраивал всех. Но потом Смольный принял решение от него отказаться — и «посадить» мост на набережную». При «невысокой» посадке моста транспортный поток на правом берегу направляется в обход Горного института, угол поворота будет расположен рядом с гранитным спуском к Неве 1848-1854 годов постройки. На левом берегу съезд с моста «неприятно перекроет створ реки Мойки», — об этом заявил архитектор Никита Явейн на одном из заседаний экспертного совета.
Рассматривалась возможность расположить новый мост в створе 22-й и 23-й линий, рядом с Горным институтом. Однако проект вызвал возражения и со стороны геофизиков, и со стороны гидрологов. Специалисты Горного провели исследование грунтов и доказали, что любое новое строительство в этой части Васильевского острова неизбежно приведет к разрушению памятника федерального значения — именно таков статус здания вуза, которое находится, по словам все тех же экспертов, в очень плохом состоянии.
«Институт «Стройпроект» предложил мост перенести — в створ 16-й и 17-й линий. Но этот проект необходимо было согласовывать с ЮНЕСКО — на Васильевском острове проходит граница охраняемой территории исторического центра, к тому же памятником считается сама набережная Лейтенанта Шмидта. Глава КГИОП Вера Дементьева рекомендовала строить переправу за пределами охраняемой зоны. По ее мнению, трасса в створе 22-23-й линий наносит минимальный ущерб объектам культурного наследия, — во всяком случае, именно это говорится в письме КГИОП от 31 мая 2006 года.
Предлагали перенести мост ниже по течению Невы и геофизики, правда, у них свои аргументы. «Состояние зданий на линиях Васильевского острова можно назвать плачевным, — рассказывает профессор Горного института Регина Дашко. — Дополнительную нагрузку на грунт они могут попросту не перенести». По мнению этого эксперта, строительство в районе 24-25-й линий — более щадящий для города вариант.
Но на Неве очень сложная гидрологическая обстановка, и с этим поделать нельзя ничего. Как поясняет Кузнецова, если в районе 24-25 линий строить традиционный пятипролетный мост, то скорость движения воды в районе Горного института увеличится в 4-5 раз, к тому же у правого берега в этом месте образуются свальные течения, и суда попросту не справятся с маневрированием». Авторы проекта пытались обойти эту проблему, предложив вариант двухпролетного моста с двумя крыльями, однако Совет по охране культурного наследия эту идею забраковал.
Авторы проекта надеются, что предложенный сегодня вариант гнева у ЮНЕСКО не вызовет. «На итоговой конференции ЮНЕСКО были названы две самые большие опасности для исторических городов, — рассуждает Кузнецова. — Это высотное строительство вблизи исторического центра и стандартная современная архитектура. Мы строим невысокий мост, и постарались придать ему классический петербургский облик». Впрочем, проект еще предстоит проверить со всех значимых визуальных точек, так называемых «точек Николащенко». А для того, чтобы его построить, вначале надо будет переселить Адмиралтейские верфи. Как уже писала «Фонтанка», это предприятие собирается частично переехать в Кронштадт в 2012 году.
Напомним, в первом варианте мост должен был соединять 24-25 линии Васильевского острова со створом реки Мойки, пройдя по берегу Ново-Адмиралтейского острова. Длина 1030 метров, ширина 80 метров и высота 9,5 метра. По второму варианту мост оставался на прежнем месте, но менял габариты — высота его стала 6 метров, а ширина — 50. По третьему проекту он должен был начинаться в створе 16-17-й линий, проходить насквозь Ново-Адмиралтейский остров, упираться в набережную реки Мойки, не пересекая ее, а дальше транспортные потоки должны расходиться в разные стороны по двум трассам – набережной реки Пряжки и по Английскому проспекту. Правда, в этом случае городу потребуется построить еще два дополнительных моста через реку Мойку.
Как уже писала «Фонтанка», Ново-Адмиралтейский мост должен был стать частью единой большой трассы от Аптекарской набережной вдоль Лопухинского сада по Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева через Леонтьевский мыс на Васильевский остров. Строительство хотели разделить на несколько этапов. В первую очередь предполагалось построить мост в районе острова Серный и сделать подъезды к нему. На втором этапе — реконструировать набережную Адмирала Лазарева, а затем Песочную, а в 2008 году — приступить к реконструкции Лазаревского моста.
Однако через год концепция транспортного развития города изменилась. Не дожидаясь ее утверждения, в том же 2007 году дорожники приступили к реконструкции Лазаревского моста, и в мае 2009 года город получил новую переправу, связывающую Крестовский остров с «большой землей». Зато от строительства моста, связывающего Васильевский остров с Серным, Смольный решил отказаться. Уже изготовленные для него металлоконструкции будут использованы в других проектах, в том числе на Западном скоростном диаметре (ЗСД), а Васильевский остров так и остался без круглосуточно действующей переправы.
Справка:
В границы проектирования мостового перехода входят, по справке КГИОП, входят
на Васильевском острове:
дом Ф.Ф. Утеман (наб. Лейтенанта Шмидта, 31), дом Боткина (наб. Лейтенанта Шмидта, 41), Горный институт (наб. Лейтенанта Шмидта, 45), здание Главной геофизической обсерватории при Горном институте (23-я линия, 2-а, лит.А), Василеостровская трансформаторная подстанция городского трамвая (23-я линия, д.10, лит.А), дом А.А.Риттера (наб. Лейтенанта Шмидта. 29), дом Э.Паннаша (наб. Лейтенанта Шмидта, 33), дом И.К.Савина (наб. Лейтенанта Шмидта, 35), дом А.П.Брюллова (наб. Лейтенанта Шмидта, 37), Ростовское подворье (наб. Лейтенанта, 39), корпус казарм лейб-гвардии Финляндского полка (наб. Лейтенанта Шмидта. 43)
ледокол-музей «Красин»;
на левом берегу Невы:
больница для душевнобольных Св. Николая Чудотворца (наб. реки Мойки, 126), комплекс построек Адмиралтейского судостроительного завода (наб. реки Мойки, 103), Матиссов мост через реку Пряжку, набережная реки Мойки (левый берег).
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»