Кампания по борьбе за права обманутых соинвесторов может дискредитировать долевую схему финансирования строительства или привести к переделу земельных участков.
Воспользоваться этим не преминут банки и крупные застройщики.
Высокий уровень организации, продемонстрированный разного рода сообществами обманутых дольщиков, заставляет предположить наличие некой силы, их координирующей. В ряде случаев частные соинвесторы становятся дополнительным козырем в споре хозяйствующих субъектов, как это было с конфликтом бывших и нынешних акционеров компании «Жилстройинвест».
Общую тенденцию усиления позиций обманутых дольщиков некоторые представители строительного сообщества связывают с интересами крупных банков. Точно такие же обвинения девелоперы высказывали после принятия закона «Об участии в долевом строительстве» в его первой редакции, фактически запрещавшей эту схему финансирования жилищных проектов.
Строители уверены, что банкиры положили глаз на средства граждан, инвестируемых в «долевку». По разным оценкам, в Петербурге эта цифра ежегодно составляет около $3 млрд, которые вполне могли бы лежать на депозитах или работать в паевых фондах.
Другие эксперты указывают, что крупный петербургский строительный бизнес неспроста взялся за свой счет покупать квартиры горожанам, обманутым конкурентами. Не исключено, что в будущем лидеры рынка смогут инициировать повторное выставление на торги участков, переданных властями компаниям, плохо зарекомендовавшим себя при работе со средствами частных соинвесторов.
Что такое хорошо и что такое плохо, «крупняк» наверняка сможет определить самостоятельно, поскольку Смольный, доверяя ему решение социальных проблем, попадает от него в зависимость. Директор ГК «Пионер» Александр Погодин отмечает и другой момент: власти вполне могут рекомендовать дольщикам, взявшимся своими силами достраивать объект, брошенный недобросовестным девелопером, обратиться к услугам какой-то определенной компании.
Максим Васюков, ДП, газета «Деловой Петербург» , Мария Яцко