«САМОЛЕТ» ГОТОВИТ К СДАЧЕ «КВАРТАЛ ЛАГОЛОВО»

Группа «Самолет» готовит к сдаче в эксплуатацию первую очередь жилого комплекса «Квартал Лаголово».  Выдача ключей новоселам запланирована на 1 октября 2025 года. В настоящий момент подрядчики ведут работы по благоустройству,…
Подробнее…

Развитие городов и геотехническое строительство

В рамках работы Международного научно-практического семинара по геотехнике «Развитие городов и геотехническое строительство» 2 июля 2012 года состоялся круглый стол с участием представителей Президентской группы геотехнических компаний – корпоративных членов ISSMGE, ведущих специалистов в области геотехники и подземного строительства.

Эксперты обсудили ряд вопросов, связанных со значимостью этого направления в развитии крупных инфраструктурных проектов и транспортного строительства. Были также затронуты аспекты деятельности профессиональных сообществ, принципов их формирования и системы ответственности специалистов-геотехников.

Особое внимание участники круглого стола уделили необходимости развития нормативной базы в области российской геотехники в связи с задачей их гармонизации с международными строительными нормативными документами, в том числе с Еврокодом-7 «Геотехника».

Начало дискуссии положил зав. кафедрой оснований и фундаментов ПГУПС проф. Владимир Улицкий, который является председателем ТК №207 ISSMGE «Взаимодействие оснований и сооружений. Подпорные стены» и одним из специалистов, участвующим в работе по гармонизации национальных и международных стандартов. Он предложил обсудить возможность участия независимых международных экспертов для объективной оценки проектов транспо ртной инфраструктуры, в том числе на предмет их стоимости.

Генеральный директор института «Геореконструкция» (корпоративный член ISSMGE) к.т.н. Алексей Шашкин со своей стороны заострил внимание на принципах формирования профессиональных сообществ. В России их роль сегодня выполняют саморегулируемые организации, которым делегированы определенные функции в российском нормативном законотворчестве и контроле за качеством строительства. Он пригласил участников круглого стола к рассмотрению опыта зарубежных стран, где в организации с подобными полномочи ями входят не юридические лица, а специалисты, отвечающие небходимым профессиональным критериям. В качестве примера такой организации Алексей Шашкин привел Институт Геотехники Соединенных Штатов, объединяющий 12 тыс. специалистов.

Президент Международного общества по механике грунтов и геотехнике (ISSMGE), профессор Жан Луи Брийо (США), на протяжении многих лет возглавлял этот институт. Отвечая на вопрос Владимира Улицкого, он отметил, что строительство транспортной инфраструктры очень важно для экономики любой страны. Даже несмотря на кризисные ограничения в бюджетных инвестициях, транспортное строительство все равно возглавляет список финансирования в США.

По его словам, в США инженерная деятельность и ее лицензирование регулируется рядом ассоциаций, в том числе Национальным комитетом профессиональных инженеров. Членство в комитете дает право не только вести практическую, но консультационную деятельность. Профессор продемонстрировал собственный значок профессионального инженера «PI», для получения которого необходимо сдать два экзамена и предоставить подтверждение практического опыта. Кроме того, инженеры могут принимать участие в работе международных организаций, таких как Международное общество по механике грунтов и геотехнике ISSMGE, объединяющие технические компании по всему миру. Так, Председателем Президентской группы корпоративных членов ISSMGE выбран заместитель генерального директора института «Геореконструкция» к.т.н. Михаил Лисюк.

–Корпоративное участие в таких организациях, как ISSMGE позволяет выработать оптимальный подход к решению определенных технических задач и методы решения этих задач, – согласен с Владимиром Улицким профессор Деннис Беккер, вице-президент ISSMGE в 2008 и 2009 гг. (Канада). – Экспертная оценка и ревизия проектов позволяет пригласить специалистов с разными взглядами и опытом, которые могут дать объективную оценку ситуации по проекту.

Председатель комиссии ЕС по формированию Еврокода-7 «Геотехника», профессор Института Мостов в Париже Роже Франк также оценил значимость транспортной инфраструктуры, которая служит хорошим стимулом в экономическом развитии страны, особенно если страна пережила кризис. По его словам, привлечение к участию в тендерах групп компаний и консорциумов как раз способствует снижению стоимости проекта без серьезной потери технического качества.

–Необходимость иметь общие стандарты вытекает из реализации масштабных проектов, потому что в них могут принимать участие не только отечественные структуры, но и международные компании, – полагает Роже Франк. – Изначально идея создания Еврокодов возникла для того, чтобы регулировать вопросы промышленной и пожарной безопасности, способствовать свободному выводу на общеевропейский рынок передовых строительных материалов и технологий. Но очень скоро мы убедились, что совместные нормы являются чрезвычайно эффективным инструментом для введения ответственности, и сегодня Еврокод представляет собой набор общих правил, которые сформулировали сами ученые и специалисты.

Совместная деятельность по написанию норматива длилась больше 20 лет. Он отражает современный уровень знаний о проектировании и строительстве любых сооружений в части геотехники. Учитывая, что геотехнический опыт, грунтовые условия, принципы ведения работ отличаются от страны к стране, Еврокод-7 действует как зонтичный документ и в каждой отдельной стране имеет свое информативное наполнение.

Еврокод – это своего рода общий язык, на котором можно описывать национальные и локальные условия. Он улучшает инженерный диалог между «подземщиками» и «надземщиками» и способствует развитию общения между различными европейскими геотехническими культурами.

–Учитывая богатый геотехнический опыт, который есть в России, не будет никаких проблем гармонизировать требования национальных российских стандартов и региональных норм с языком, которым написан Еврокод 7, – заключил Роже Франк.