СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТАТЬ

В Санкт-Петербурге 30 марта несмотря на объявленную нерабочую неделю  работали все крупные строительные гипермаркеты и базы. В понедельник открыли свои двери для покупателей гипермаркеты «Максидом», «Леруа Мерлен», в режиме доставки…
Подробнее…

Энергоэффективность – новый закон. Строительная отрасль – чего ожидать?

Авторы:
Мурашов Александр Олегович ОАО «ФСК» Москва,
Рузанова Наталья Игоревна СЗУ Ростехнадзора, Санкт-Петербург

Лишь слегка ослабил свою хватку кризис на строительном рынке, только нерешитель-но начали оживать компании-застройщики, как потребовалась обязательная перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью . Затронуло не всех, но большинство. Перерегист-рировались.
Далее – проектные, строительно-монтажные компании обязали вступить в саморегулируемые организации (СРО) для получения разрешений на те виды деятельности, которые раньше подпадали под действие закона 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Поджались, заплатили по 150, а кто по 500 и более тысяч рублей.
Не успели загладить «экономический эффект» от этого — вышел закон 261-ФЗ «Об энергосбережении…» , который в своих положениях существенно затронул сферу строительст-ва. Проектирование, строительство новых и реконструкцию существующих зданий, электро-монтаж, управление и обслуживание — все предусмотрел законодатель к регулированию в но-вом законе, который вступит в силу в полном объеме с июня 2010 года.
В терминологии нового закона энергосбережение – это уменьшение объема исполь-зуемых энергоресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использо-вания (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Ранее действовавший закон об энергосбережении носил декларативный характер и фактически исполнялся в добровольном порядке. Владельцы некоторых предприятий, чтобы уменьшить издержки, приглашали энергоаудиторов. По результатам их работы проводились энергосберегающие мероприятия, использовались новые технологические решения. Теперь, после почти четырнадцати лет ожидания, энергоаудиторские услуги будут востребованы в полном объеме и в основном не добровольно.
С 1 января 2011 производимые на территории России и ввозимые бытовые электрото-вары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности (в техниче-ской документации, в маркировке, на этикетках). Вероятно, через год мы увидим новые красочные голографические наклейки не только на чайниках и компьютерах, но и наверное на электроинструменте.
И, конечно же, энергосберегающие лампочки! То есть с 1 января 2011 года к продаже в России запрещены электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, а с 2014 года полностью будет расчищена дорога для светодиодов и люминесцентных источников света.
А что же наиболее важно для застройщиков? Энергосбережение затронет практически всю сферу строительства. В рамках нового закона будут предъявляться новые требования к классу энергетической эффективности вновь строящихся и реконструированных сооружений, многоквартирных комплексов, коттеджей, индивидуальных домов. Проектировщикам при-дется учесть новые требования при выборе технологических и конструктивных решений и оборудования. На основании проектов будут составляться энергетические паспорта объектов.
По новому закону требуется обеспечение энергетической эффективности зданий, строе-ний, сооружений (далее объекты недвижимости) , рассмотрим некоторые нормативные новел-лы:
Объекты недвижимости должны соответствовать требованиям энергетической эффектив-ности в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ .
Определение энергетической эффективности, которые должны пересматриваться не реже чем 1 раз в 5 лет, заключаются в следующих требованиях:
Определение удельной величины расхода энергетических ресурсов на объекте, требова-ния к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям; требования к отдельным элементам, конструкциям объектов недвижи-мости и к их свойствам, к используемым технологиям, к включаемым в проектную документа-цию и применяемым при строительстве технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконст-рукции, капитального ремонта объектов, так и в процессе их эксплуатации.
При этом гарантийный срок на введенный в эксплуатацию объект (срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком), составит пять лет с момента ввода в эксплуатацию объекта недвижимости.
Требования энергетической эффективности не распространяются на:
1) культовые здания, строения, сооружения;
2) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);
3) временные постройки, срок службы которых менее двух лет;
4) объекты ИЖС (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жи-лые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;
5) строения, сооружения вспомогательного использования;
6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых меньше 50м2;
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов недвижимости вновь построенных, рекон-струированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энерге-тической эффективности и не оснащенными приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию объектов недвижимости требованиям энергетической эффективности и оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении контроля.
Собственники объектов недвижимости, в том числе помещений в многоквартирных до-мах обязаны обеспечивать соответствие своих объектов установленным требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета в течение всего срока их службы, организовывать надлежащую эксплуатацию своих объектов и своевременное устранение выявленных нарушений.
В случае выявления факта несоответствия объекта или его отдельных элементов, конст-рукций требованиям энергетической эффективности и (или) оснащенности приборами учета, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник объек-та, в том числе помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от за-стройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или воз-мещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.
Такое требование может быть предъявлено застройщику в случае выявления указанного факта несоответствия в период так называемого гарантийного срока, который составляет, как мы уже отмечали не менее 5 лет, со дня ввода объекта в эксплуатацию.
Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с новыми пра-вилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и указы-вается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии дома тре-бованиям энергетической эффективности.
Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности . Собственники помещений в много-квартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетиче-ской эффективности своего дома и при изменении класса энергетической эффективности заме-нить этот указатель.
При осуществлении государственного контроля за соблюдением требований энергетиче-ской эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из те-кущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном до-ме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
До 1 января 2012 года собственники ранее введенных в эксплуатацию жилых домов, дач-ных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подклю-ченными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам цен-трализованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снаб-жения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на грани-це с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, те-пловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в экс-плуатацию.
Объекты недвижимости, в том числе временные, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, после капитального ремонта — при наличии технической возможности установки тепловых счетчиков. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
На строительную отрасль могут повлиять и обязательные энергоаудиторские проверки — новым законом предусмотрено требование по их прохождению организациями, со-вокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 миллионов рублей за календарный год, а так же для государственных организаций, естественных монополий, организаций ТЭК. Такие проверки могут быть проведены организацией, входящей в состав саморегулируемой организации (СРО) . Энергетический аудит (энергетическое обследование) – это получение достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте . Энергоаудит выявит потенциальные возможности экономии ресурсов, разработает программы энергосбережения, определит экономический эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий, определит срок окупаемости энергосберегающих мероприятий и затрат на их внедрение, усовершенствует системы контроля и учета расхода энергоресурсов, разработает энергетический паспорт организации.
Энергетический паспорт — обязательный документ , отражающий баланс потребления, показатели эффективности использования ТЭР, содержащий план мероприятия по повышению эффективности использования энергоресурсов. Балансы детализируются по различным потокам энергоресурсов и дают количественную оценку потерь и причины их возникновения. План содержит рекомендации по оснащению предприятия современным энергосберегающим оборудованием и инвестиционному сопровождению.
Впервые паспорт здания был включен в московские нормы , а на федеральном уровне форма энергетического паспорта была утверждена в 2000 году и опубликована в своде правил. В настоящее время необходимо обратить внимание на то, что до принятия новых технических регламентов по безопасности электро- и теплоустановок паспорт зданий оформляется с учетом требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и, конечно, действующих норм и правил в сфере строительства.
Новым законом введены существенные наказания, которые применяются, если компания не будет выполнять требования энергоэффективности.
С целью государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности новым законом «Об энерго-сбережении» внесены дополнения в Федеральный закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-пального контроля .
Статья 9 дополнена частью 9.1: «Плановые проверки соблюдения требований энергосбе-режения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством РФ». Государственные контрольные органы в пределах своей компетенции также проводят проверки (в рамках требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 с изм.) и могут выдавать акты по результатам мероприятий по контролю, а в случае выявления нарушений — предписание и составить протокол об административном правонарушении.
Появился еще один серьезный стимул для организаций — сберегать энергетические ресур-сы: это административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбереже-нии. Новый закон внес существенные изменения и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
В КоАП РФ появилась новая статья 9.16. о нарушениях законодательства об энергосбере-жении (ранее существовавшая аналогичная статья 9.12. не работала, т.к. из функций энергети-ческого надзора с 2005 года растерявшего половину своих полномочий и пополнившего разно-шерстный состав Ростехнадзора был исключен надзор за энергоэффективностью а Федеральное агентство по энергетике, функционировавшее с 2005 по 2009 год, не имело ни возможностей ни полномочий по привлечению к административной ответственности). Если ранее за наруше-ния в сфере энергосбережения административные наказания не действовали, то сейчас за несоблюдение требований энергетической эффективности штрафы будут составлять от 50 до 600 тысяч рублей. А полномочия наложения административных штрафов даны не менее чем девяти государственным органам исполнительной власти. Учитывая невнятную кадровую политику во многих (в первую очередь федеральных) надзорных органах очередное усиление их карательных полномочий может пойти в разрез с предпринимаемыми антикор-рупционными мерами.
Тем не менее новая статья 9.16. КоАП РФ содержит двенадцать частей. Рассмотрим крат-ко каждую из них:
— выпуск производителем или ввоз на территорию РФ товара без включения информации о классе его энергетической эффективности – штраф для юр. лиц от 100 до 150 тыс.руб. с конфискацией товаров, или без таковой. Протокол составляет Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 23.49. КоАП);
— реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности на их этикетках – штраф для юр. лиц — от 100 до 150 тыс.руб. с конфискацией товаров, или без тако-вой. Протокол составляет Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав по-требителей;
— несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ре-монте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, и их ос-нащенности приборами учета – штраф для юр. лиц – от 500 до 600 тыс.руб. Протокол составляет Госстройнадзор (ст. 23.56. КоАП);
— несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требо-ваний энергетической эффективности, и их оснащенности приборами учета – штраф для долж-ностных лиц — от 5 до 10 тыс.руб., для юр.лиц — от 20 до 30 тыс.руб. Протокол составляет Госжилинспекция (ст. 23.55. КоАП);
— несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требо-ваний о разработке предложений о мероприятиях по энергосбережению — штраф для должност-ных лиц от 5 до 10 тыс.руб., для юр.лиц — от 20 до 30 тыс.руб. Протокол составляет Госжи-линспекция;
— несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, за-мене, эксплуатации приборов учета требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета – штраф для юр.лиц от 100 до 150 тыс.руб. Протокол составляет террито-риальный орган Федеральной антимонопольной службы (ст. 23.48. КоАП);
— несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности – штраф для юр.лиц от 100 до 150 тыс.руб. Протокол составляет Орган государственного энергетического надзора (в настоя-щее время в составе Ростехнадзора) (ст. 23.30. КоАП);
— несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования – штраф для юр.лиц от 50 до 250 тыс.руб. Протокол составляет Орган госэнергонадзора;
— несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта – штраф для юр.лиц — 10 тыс.руб. Протокол составляет Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ст. 23.71. КоАП);
— несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения – штраф для юр.лиц от 50 до 100 тыс.руб. Протокол составляет Орган госэнергонадзора, а также Орган, уполномоченный в области го-сударственного регулирования тарифов (ст. 23.51. КоАП);
— размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эф-фективности – штраф для юр.лиц от 50 до 100 тыс.руб. Протокол составляет Орган исполни-тельной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 23.66. КоАП);
— необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятель-ность по установке, замене, эксплуатации приборов учета – штраф для юр.лиц от 50 до 100 тыс.руб. Протокол составляет территориальный орган Федеральной антимонопольной служ-бы.
Не менее трёх частей рассмотренной статьи впрямую относятся к области строительства.
Глава 23 КоАП РФ дополнена статьей 23.71, определяющей полномочия по администра-тивной практике Федерального органа государственного контроля за деятельностью СРО в об-ласти энергетического обследования. Однако до настоящего времени такой орган Правитель-ством не определен. По состоянию на 24.02.2010 (когда верстался номер) в аппарате Прави-тельства на одобрении находится проект нормативно-правового акта, определяющего Минэнерго России как такой орган (вероятно, соответствующие функции будут закреплены за Департаментом государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнер-го).
Со вступлением в силу нового закона «Об энергосбережении» внесены изменения не только в Административный, но и в Налоговый, Жилищный, Градостроительный кодексы, а также и в некоторые действующие законы. В частности, «О защите прав потребителей», «Об электроэнергетике», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «О бухгалтерском учете».
В новом законе мы, к сожалению, не увидели именно технологических и экономических мер по реальному побуждению организаций к энергосбережению, необходима разработка про-грамм самими пользователями энергоресурсов, необходим аутсорсинг — привлечение внешних энергоаудиторов. При этом законодатель уделил особое внимание ответственности юридиче-ских лиц за несоблюдение законодательства об энергосбережении. И к моменту вступления в силу вышеприведенных поправок в Кодекс об административных правонарушениях (через 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона № 261), то есть к июню 2010 года, руководители строительных организаций должны серьезно подготовиться.
За оставшееся время необходимо пересмотреть подходы, как к проектированию зданий, так и к их строительству. Учесть новые требования при выборе технологических и конструк-тивных решений и оборудования. Предусмотреть технические решения, позволяющие в даль-нейшем снизить потребление энергоресурсов в законченных строительством сооружениях.
Проектировщикам и застройщикам придётся определить, где скрыты возможные варианты энергосбережения, в противном случае — государство руками своих многочисленных органов исполнительной власти «поможет» пристально всмотреться в сложившийся стиль строительства с точки зрения расходования при эксплуатации зданий газа воды, тепла и света.