В ЛЕНОБЛАСТИ СТРОЯТ ЭКОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК

Российский экологический оператор строит современный экопромышленный парк в Ленобласти в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Производственное здание возводится на земельном участка площадью 8 Га. Мощность парка составит около 400 тыс. т….
Подробнее…

Сенная. Перезагрузка

В своем нынешнем виде Сенная площадь больше существовать не может. К такому выводу пришли архитекторы, обсудив вечером 29-го октября различные концепции её реконструкции. В частности, специалисты сошлись на необходимости восстановления на площади храма. Правда, в реализацию идеалистического варианта даже оптимисты не очень верят. Слишком поздно, и слишком велики будут убытки инвесторов, чтобы власти пошли на это, считают эксперты. Другие варианты ситуацию не слишком спасут.

На Сенной площади столкнулись интересы пяти групп. С одной стороны павильона станции метро намеревается создать торговую зону ЗАО «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом», по другую — должна появиться вторая очередь торгового центра «ПИК ». У метрополитена имеется своя точка зрения на то, как должны быть расположены выходы новых станций. КЦ «Питер» обещает к 2015 году построить торгово-развлекательный комплекс «Сенная-2» и реконструировать дом на углу Ефимова и Сенной в гостиницу. А инициативная общественность почти десять лет добивается восстановления храма Успения Пресвятой Богородицы, взорванного в 1961 году.

Несколько лет все проекты разрабатывались независимо друг от друга. Около года назад город предпринял первые попытки увязать их между собой. «Мы провели несколько совещаний с двумя инвесторами – «ПИКа » и комплекса, который появится со стороны Гороховой, а также с представителями метрополитена, — пояснил главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев. — В итоге была достигнута договоренность о разработке единой концепции Сенной площади».

Застроим радикально, но бережно

Ответственную работу по увязыванию двух торгово-развлекательных комплексов (проект КЦ «Питер» почему-то остался за рамками задачи) в единое целое со станциями метро и будущим храмом поручили архитектурно-проектной мастерской «Росар». По каким причинам выбор пал именно на этот творческий коллектив, неизвестно, возможно, доводом в его пользу оказалось прочное и длительное (с 1999 года) сотрудничество со строительной компанией ЛЭК.

Результаты работы представил директор «Росара» Андрей Хруцкий. «Проект еще «сырой» и в полном объеме не выполнен, — сразу предупредил он. – Пока мы можем показать его только ориентировочно». По предварительному замыслу архитекторов, Сенная площадь будет соединена с Гороховой улицей цепочкой торговых моллов со сквозными дворами, при этом внутриквартальная застройка дома 47 по Гороховой подлежит сносу как аварийная, а ТРК «ПИК-2» включит в себя реконструированный павильон станции метро «Площадь Мира».

Высота карниза здания «ПИК-2» не будет превышать высоту карниза существующего пятиэтажного дома, расположен новый комплекс будет на линии существующей застройки. Фасады зданий пока собираются сделать каменными. «Потом это решение, может, и изменится, но они все равно будут гармонировать с окружающей застройкой», — заверяют авторы проекта.

При строительстве предусмотрен обход фундамента храма, чтобы в будущем церковь можно было восстановить на прежнем месте. «К сожалению, точного ответа, где именно был расположен храм, нет, — посетовал Хруцкий. – Очертания везде разные. На одних планах КГИОП существующий павильон метро «вгрызается» в фундамент очень глубоко, на других – чуть-чуть». «Конечно, нужны достоверные данные, но вот где их добыть?» — сокрушенно добавил он.

Несмотря на плотную застройку, на Сенной создадут площадки для стоянок общественного транспорта и маршруток. «А для облегчения пешеходного движения можно сделать подземный тоннель, который будет выходить прямо в ЛЭК-2», — оговорился Хруцкий, и тут же поправился: «То есть, в «ПИК». «А еще у нас есть желание почистить площадь – убрать с нее скамейки с колесами и «Башню мира», — добавил он.

Предупреждение, что проект «сырой» и не готовый, от критики не спасло. «Я сразу могу назвать ошибку, — заявил экс-председатель КГА, а ныне – практикующий архитектор Александр Викторов. – Здание «ПИК-2» воспринимается как центровое, а этого ни в коем случае допускать нельзя. Оно может быть только фоновым».

Руководитель 1-й мастерской Бюро генплана Санкт-Петербурга Борис Николащенко поинтересовался, а хватит ли оставшегося после строительства торговых павильонов места для размещения храма. К этому вопросу присоединилась и общественность из зала. «Да что вы спрашиваете! — не выдержал ведущий заседание Рафаэль Даянов после нескольких попыток автора проекта уклониться от ответа. – Совершенно очевидно, что не хватит. А нам надо зарезервировать площадь под церковь – пусть не мы, так хоть наши внуки ее восстановят».

«Как это – неизвестны точные границы фундамента? – присоединился к критике и председатель секции реставраторов Союза архитекторов Дмитрий Бутырин. – По этому храму собран огромный материал. Перед тем как взорвали церковь, Владимир Смирнов и Юрий Денисов организовали студентов и по собственному почину провели самые тщательные обмеры. Все эти документы целы, доступны, их надо просто взять и посмотреть». Архитектор Зоя Юркова, автор серии работ о Сенной площади, добавила, что контуры фундамента бывшей церкви Успения выделены сейчас камнем другого цвета и прекрасно видны. «Надо просто провести археологические исследования, — внес предложение Александр Викторов. – Едва ли в шестидесятые годы тщательно извлекали фундамент. Поэтому восстановить бывшие очертания особой проблемы не составит, но сделать это необходимо».

Хотите – поставим, надо – уберем…

Готовность к компромиссам проявил Владимир Ловкачев, директор петербургского государственного института по проектированию предприятий торговли и общественного питания «Торгпроект» — именно по проекту этой организации Сенная приобрела в 2003 году свой нынешний облик. «То, что «ПИК» предлагает – выдвинуть их «шкаф» на первую линию – невозможно, — заявил он. – Дом у храма надо максимально понизить». Кроме того, по мнению архитектора, конфигурация площади подчинена людским потокам, этот факт и должен быть определяющим при ее реконструкции.

«Конечно, павильоны надо убрать, но они появились на Сенной в рамках привлечения денег на то, чтоб ее привести в порядок. Мы придумали их в последнюю минуту перед 300-летием Петербурга, — объяснил Ловкаев. – Все, что тогда находилось на площади, надо было срочно убрать. (Собравшимся продемонстрировали фотографию 2001 года). А денег не было. Мы предложили сделать торговую зону и разместить эти павильоны, и город тут же нашел средства». «Но с самого начала мы рассматривали их как временные сооружения, которые можно разломать в любой момент», — заверил архитектор.

Напомним, в 2003 году на Сенной появились торговые павильоны, фонари, скамейки и другие декоративные элементы, стилизованные, как считают авторы, под XIX век. В том же году было принято решение сделать вестибюль станции метро «Садовая» подземным, а вместо него в центре площади установили стеклянную «Башню мира», которую Петербургу подарило правительство Франции. «Мы планировали разместить там колонну по проекту Николая Баранова, но город не знал, где можно установить подарок французского народа, и ее решили поставить сюда», — сообщил Ловкачев малоизвестные подробности событий шестилетней давности. «Но ее всегда можно куда-нибудь перенести, если возникнет такое желание, — добавил он. – Проблемы в этом нет».

«Верните Петербургу Петербург»!

Выступление Дмитрия Бутырина носило, скорее, просветительский характер. Он подробно рассказал историю формирования архитектурного ансамбля Сенной площади и представил попытку его воссоздания. Но кроме исторического экскурса архитектор предложил и два увязанных с современностью решения по созданию павильонов метро. «Не верьте, что наклонный ход мешает восстановить храм, — заявил он.- Павильоны легко можно отодвинуть, и все преспокойно разместится. Можно поступить иначе – расположить вестибюль станции вдоль фасада будущего торгового центра, подобно тому, как это сделано в здании Московского вокзала».

«Храм необходимо восстановить, без него ансамбль Сенной площади невозможен», — считает Бутырин. Он напомнил, что в девяностые годы было принято решение о восстановлении церкви Успения, было согласование тогдашнего губернатора Владимира Яковлева, было соответствующее разрешение КГИОП. «И был отчаянный человек, староста церковного прихода, который занимался вопросами строительства. Но, к сожалению, новый губернатор идеей появления храма на площади не зажглась, и проект «заморозили», — рассказал архитектор и предложил исправить совершенную ошибку.

«На Сенной должны работать лучшие»!

Предложение восстановить церковь поддержали единодушно. Сергей Соколов, занимавший пост главного архитектора Ленинграда в период с 1985 по 1992 год, предложил провести конкурс по разработке архитектурной концепции Сенной площади. «И обязательно надо, чтобы было подготовлено основательное досье – собран прекрасный архив мастерской Даянова, огромную работу провел Дмитрий Бутырин, существуют материалы Смирнова и Денисова. При разработке конкурного задания все они обязательно должны быть учены, чтобы участники не проектировали что-то с нуля и в чистом поле», — предупредил он.

Идею конкурса поддержал и Александр Викторов, но с оговоркой — вначале проработать вопросы будущего строительства с «Метрогипропроектом», чтобы учесть все ограничения, которые накладывает метрополитен. Согласился с необходимостью конкурса и Юрий Митюрев, добавивший, что Сенная до сих пор еще ни разу никем не обсуждалась всерьез.

«На самом деле все нужно начинать с самого начала, – пояснил корреспонденту «Фонтанки» свою точку зрения Викторов. – Надо определить хотя бы возможные объемно-планировочные решения всей площади, а уже потом — исходя из них – рисовать фасады, придумывать схемы, размещать гостиницы и торговые центры. Сейчас Сенная – незавершенный узел, и необходимо в первую очередь искать градостроительное, а не архитектурное решение».
Насколько администрация города готова к тому, чтобы пожертвовать интересами инвесторов ради возрождения в Петербурге градостроительства, покажет время. Корреспонденту «Фонтанки» обнаружить оптимистов на заседании не удалось. «Все правильно говорится, но слишком поздно. Процесс уже давно пошел, поэтому все обсуждение выглядит абсурдом», — поделился своими впечатлениями один из архитекторов – правда, на условиях анонимности.

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»